Бывает так: в компанию приходит долгожданный специалист. Линейный руководитель доволен, менеджер по персоналу вздыхает с облегчением: многодневные поиски сотрудника завершились успехом, вакансия закрыта. Но, проработав очень недолго, «новобранец» вдруг заявляет о своем уходе, повергая в шок окружающих. Что было не так? В чем причина того, что новый сотрудник так спешно ретировался?

Ну почему он ушел?!

Работодатель может реагировать по-разному. Спонтанная реакция обиженного партнера: ну и уходи, найдем нового, более квалифицированного! Совсем противоположная реакция, в духе «вернись, я все прощу». Здесь «дезертиру» начинают сулить «золотые горы», блестящие перспективы, уговаривая остаться.

А стоит, прежде всего, сесть с ним за стол переговоров и выяснить: в чем причина? Может быть, специалиста перекупила другая компания, предложив ему более выгодные условия? Или в вашей организации он столкнулся с тем, что отвратило его от этой работы? Например, круг его функциональных обязанностей не соответствует оговоренному во время итогового собеседования с работодателем? Уровень должности не соответствует ожидаемому? Заработная плата на деле оказалась гораздо ниже обещанной суммы? Условия труда вконец разочаровали его? Коллектив не принял и настроен против него? Неграмотно была проведена адаптация?

Но бывает и так, что несостоявшийся сотрудник лукавит, сообщая надуманные причины, и утаивает подлинные. Надо все же применить свое мастерство успешного переговорщика и вызвать его на откровенность, чтобы установить истину. Если окажется, что специалиста «перекупила» другая компания, лучше отпустите его. Потому что он все время будет недоволен своей мотивацией (ставкой, бонусом, премиальными и т.д.) и, как говорится, будет «смотреть на сторону». Его лояльность, поначалу совсем не высокая, вообще сойдет на нет. Эта гниль, как бацилла, будет заражать весь персонал вокруг него, снижая мотивацию.

Причина может оказаться и совсем неожиданной. Новый сотрудник вдруг уяснил для себя: здесь, оказывается, надо работать! А он не привык к этому! Декларировать свой опыт, знания и умения – это да! А вот работать «в поте лица», расчищая «авгиевы конюшни», - нет! И будет он так до пенсии искать теплое местечко, синекуру, работу, на которой не надо брать на себя ответственность, принимать важные, иногда рискованные для бизнеса, решения. При этом он будет обязательно обвинять во всех смертных грехах своих бывших работодателей: мешали, завидовали, пытались подставить ножку.

Появление такого сотрудника в компании – это уже ошибка рекрутера: он не выявил, что за маской успешного энергичного профессионала скрывается карьерист, имитирующий бурную деятельность. Для прояснения этих нюансов стоит связаться с бывшими работодателями и получить от них обратную связь о кандидате. Нежелание работать быстро обнаруживается у любого сотрудника. Поэтому его непосредственные руководители с прошлых мест работы не преминут сообщить вам эту пикантную подробность.

Теперь вы поняли подлинную причину побега неудавшегося сотрудника, и абсолютно не будете жалеть об этом. Значит, ценности, культивируемые компанией, и подлинные ценности этого специалиста в корне не совпадают. Это не ваш человек. Отпустите его и поблагодарите за быстрый уход, который не нанес урона вашей компании, заразив микробом безделья и «пофигизма» ваших сотрудников. Поиски необходимо продолжить. Грамотно организованные, они обязательно увенчаются успехом. Вы обязательно найдете квалифицированного специалиста, профессионала, который может и хочет работать!